«Назад

Протокол № 2 от 05.12.2014

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПРОТОКОЛ
заседания Общественного Совета при Управлении Роспотребнадзора
по Республике Коми

05 декабря 2014 года №2 (14)

Место проведения заседания: г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе, дом 71

Председательствовал:
Лапшина Г.А. - председатель Общественного Совета

В заседании приняли участие
Члены Общественного совета:

1. Кулешова Татьяна Николаевна
2. Ладанова Татьяна Леонидовна
3. Никогосян Мнацакан Аршавирович
4. Ватлин Александр Витальевич (от КРОО «Коми республиканская ассоциация врачей» вместо Орловой Вероники Олеговны)
5. Пономарева Наталия Валерьевна
6. Поташов Павел Валентинович
7. Фельцингер Елена Гариевна
Приглашенные:
1. Лютоев Василий Александрович- руководитель администрации МР «Усть-Вымский» ;
от Управления Роспотребнадзора по Республике Коми:
1. Глушкова Людмила Ивановна – руководитель;
2. Никифорова Елена Александровна – заместитель руководителя;
3. Рымарь Александр Иванович – начальник отдела санитарного надзора;
4. Акулова Ольга Александровна – начальник отдела защиты прав потребителей.

Повестка заседания Общественного совета:

1. О мерах, принимаемых администрациями муниципальных образований МР «Усть-Вымский», МР «Княжпогостский» по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества (с приглашением представителей администраций муниципальных образований, председателей Общественных советов при АМО);
2. О соблюдении требований технических регламентов Таможенного союза на территории Республики Коми по результатам государственного контроля (надзора);
3. О плане работы Общественного совета на 2015 год.

О мерах, принимаемых администрациями муниципальных образований МР «Усть-Вымский», МР «Княжпогостский» по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества

Слушали:
Рымарь А.И.: Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми по итогам анализа фактически сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки на территории республики было установлено, что качество питьевой воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, подаваемой населению в Усть-Вымском районе, значительно хуже средних показателей по республике.
Так, удельный вес проб питьевой воды (данные социального гигиенического мониторинга) за 9 месяцев 2014 года, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 51,5 % (средний по республике 43,6 %), по микробиологическим показателям – 21,4 % (средний по республике 4,1 %). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям ухудшился более, чем в 3 раза (6 месяцев 2013 года, 6,1 % Усть-Вымский район, 1,66 % Республика Коми).
При анализе ситуации по населенным пунктам района очевидно, что неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация фактически складывается за счет неудовлетворительного качества питьевой воды подаваемой населению в г. Микунь.
Питьевое водоснабжение г.Микунь осуществляется из поверхностного водоисточника - р. Шежамка. Предусмотренный проектом технологический цикл водоподготовки с применением реагентной обработки на водоочистных сооружениях г.Микунь организацией эксплуатирующей сооружения не реализован (не производится очистка методом коагуляции с применением реагента), что не позволяет довести качество питьевой воды до нормативных значений (по цветности, мутности, окисляемости, содержанию железа).
На протяжении длительного времени в непосредственной близости от водозаборных сооружений ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» на территории 1 и 2 пояса зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г.Микунь проводятся общестроительные работы по обустройству ложа водохранилища. Качество воды источника централизованного водоснабжения существенно ухудшилось по показателям мутности и перманганатной окисляемости, обусловленных наличием в воде источника минеральных взвесей попадающих в воду в результате проведения работ. Это влечет за собой перебои в водоснабжении и существенное ухудшение качества питьевой воды подаваемой населению, появление многочисленных и обоснованных жалоб.
Должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» и ООО «Северстройтранс», ЗАО «Ямалгазинвест», выполняющие работы на территории 2 и 3 пояса зоны санитарной охраны источника, привлекались к административном ответственности по ст.6.5 КОАп РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде», а также по ч.2 ст.8.42 КоАП РФ «Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения». Наложено административных штрафов на общую сумму более 700 тыс. рублей.
Централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение Княжпогостского района осуществляется из поверхностных и подземных источников. Всего в районе в эксплуатации находится 10 водопроводов, в т. ч. 2 из поверхностных и 8 из подземных источников. На все водопроводы разработаны проекты зон санитарной охраны.
Основной причиной, в результате которой подземные источники не соответствуют гигиеническим нормативам по химическим показателям, является повышенное природное содержание железа и марганца. Качество воды поверхностных источников (р. Вымь, р. Кылтовка) не соответствует гигиеническим нормативам по цветности и мутности, особенно в паводковый период.
В 2012 году территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Вымском районе было подготовлено исковое заявление в защиту прав неопределённого круга лиц по неудовлетворительному качеству питьевой воды. Ответчиком выступило ОАО «Княжпогостское ЖКХ». Суд удовлетворил исковое заявление и своим решением обязал ОАО «Княжпогостское ЖКХ» обеспечить население водой гарантированного качества для населенных пунктов г. Емва, п. Тракт, п. Чернореченский, п. Ракпас. Срок решения суда (после отсрочки) истек 01 июля 2014 года.
Для доведения питьевой воды до гарантированного качества требуется многоступенчатая водоподготовка с реагентной очисткой воды.
В конце 2012 года начаты работы по проекту водоснабжения г.Микунь, который предусматривает реализацию 5 этапов, но проведение работ идет крайне медленно из-за отсутствия необходимых финансовых средств. По Княжпогосткому району в Государственную программу Республики Коми «Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Коми» включающую подпрограмму 2 «Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами населения Республики Коми» включены только мероприятия по п.Ракпас (реконструкция водозабора, водоводов т водоочистной станции «Струя») и реконструкции водоводов в г. Емва.

Лютоев В.А.: В г.Микунь Усть-Вымского района существует проблема обеспечения населения питьевой водой, включающая проблему обеспечения населения водой в необходимом количестве и проблему обеспечения населения водой гарантированного качества. Для водопотребления основной части населения г.Микуни используется вода поверхностного источника – р.Шежамка, водоснабжение 1,5 тысяч человек осуществляется из подземной скважины, принадлежащей ООО «Газпром энерго». При этом вода подземного источника из-за повышенного содержания марганца признана технической, в связи с чем, ее поставка населению оплачивается администрацией МР МО «Усть-Вымской». Население за потребляемую воду счета на оплату не получает.
Проект водоснабжения г.Микунь разработан, прошел государственную экспертизу и реализуется с 2012 года. На организацию водоснабжения требуется более 1 млрд. рублей. На сегодняшний день из 241 млн. рублей, предусмотренных на создание водохранилища, освоено около 130 млн. Из-за недостатка финансовых средств реализация проекта идет крайне медленно.
Кроме того, проект разработан без учета местонахождения существующего водозабора, что повлекло на этапе строительства водохранилища весной 2014 года выход из строя существующей насосной станция (забилась песком) и ухудшение качество воды в источнике.
На сегодняшний день Главой Республики Коми ведутся переговоры об участии ОАО «Газпром» в финансировании проекта.
ООО «Газхпром энерго» разработан и проходит процедуру согласования инвестиционный проект по очистке воды из эксплуатируемой скважины и приведению ее к надлежащему качеству.

В обсуждении вопроса приняли участие: Лапшина Г.А., Глушкова Л.И., Никогосян М.А., Ватлин А.В., Ладанова Т.Л., Пономарева Н.В., Поташов П.В., Фельцингер Е.Г.

Решение Общественного совета по вопросу №1 повестки заседания:

1. Общественный совет обращает внимание руководителя администрации МР «Княжпогостский» Ивочкина Вячеслава Ивановича на недопустимость игнорирования должностными лицами администрации участия в обсуждении вопроса обеспечения населения Княжпогостского района питьевой водой надлежащего качества, так как несоответствие питьевой воды, установленным требованиям, является причиной обращения граждан с жалобами в контролирующие органы, основанием для проведения перерасчета за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, кроме того потребляемая населением питьевая вода является одним из факторов среды обитания, которые формируют состояние здоровья населения.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов на соответствующих территориях.

2. Управлению Роспотребнадзора по Республике Коми подготовить краткую аналитическую записку о состоянии водоснабжения населения Республики Коми питьевой водой гарантированного качества и в срок до 01 января 2015 года направить председателю Общественного совета;

3. От имени Общественного совета обратиться в Общественную палату Республики Коми с инициативой проведения на площадке Общественной палаты Республики Коми слушаний о состоянии водоснабжения населения Республики Коми питьевой водой надлежащего качества с участием всех заинтересованных ведомств (Управление Роспотребнадзора по Республики Коми, Министерство архитектуры и коммунального хозяйства Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми и др.), администраций муниципальных образований Республики Коми.

2. О соблюдении требований технических регламентов Таможенного союза на территории Республики Коми по результатам государственного контроля (надзора)
Слушали:
Никифорову Е.А. На сегодняшний день принято и вступили в действие 18 технических регламентов Таможенного союза, относящиеся к сфере деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Коми. Применение технических регламентов осуществляется с учетом установленных переходных периодов.
Закончились переходные периоды, установленные для введения в действие технических регламентов Таможенного союза:
15 февраля 2014 года – ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»;
01 июля 2014 года – ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».
У 7 технических регламентов Таможенного союза переходный период заканчивается 15 февраля 2015 года – это ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», а также принятые в дополнение к нему технические регламенты, устанавливающие требования к маркировке пищевых продуктов (ТР ТС 022/2011), требования безопасности к соковой продукции из фруктов и овощей (ТР ТС 023/2011), масложировой продукции (ТР ТС 024/2011), специализированной пищевой продукции (ТР ТС 027/2012), пищевым добавкам (ТР ТС 029/2012), зерну (ТР ТС 015/2011).
Таким образом, продукция, изготовленная со дня окончания переходного периода, должна сопровождаться документами, подтверждающими ее соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза.
За 9 месяцев 2014 года проверено 396 субъектов по соблюдению требований технических регламентов Таможенного союза, что составляет 36% от общего числа проверенных за данный период юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или 32% от общего числа проведенных проверок.
В ходе 41 проверки (10,3%) были выявлены нарушения требований технических регламентов Таможенного союза. Общее количество нарушений составило 86, в том числе требований к продукции- 48, к процессам (производства, хранения, реализации, транспортирования и утилизации) -38.
Основная доля нарушений не соблюдение требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее –ТР ТС 021/2011).
Статьей 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевых продуктов» установлено, что при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points).
Выполнение всех требований ТР ТС 021/2011 являются обязанностью производителя согласно статьи 11 ТР ТС. Оценка эффективности разработанных и внедренных процедур, основанных на принципах ХАССП производится специалистами Роспотребнадзора в ходе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора за соблюдением требований ТР ТС субъектами предпринимательства, занятыми в сфере производства пищевой продукции.
Производство пищевых продуктов на территории Республики Коми осуществляют 216 субъектов. Предприятий, которые внедрили процедуры, основанные на принципах ХАССП, по состоянию на 22.10.2014 года – 0. На 9 предприятиях пищевой промышленности данные работы ведутся (ОАО «Сыктывкархлеб», МУП «Воркутинский хлебокомбинат», ОАО «Печорский хлебомакаронный комбинат», ООО «Хлеб» (г.Печора), ОАО «Сыктывкарский ЛВЗ», ОАО «Пивоваренный завод «Сыктывкарский», ООО «Пригородный», ОАО «Молочный завод «Сыктывкарский». На предприятиях разработаны соответствующие планы-графики, обучены ответственные специалисты. Остальные производители к данной работе не приступали. Переходный период по ТР ТС 021/2011 заканчивается 15 февраля 2015 года.
Требование, установленное статьей 10 ТР ТС 021/2011, также распространяется и на предприятия общественного питания.
Качество реализуемой населению продукции также оставляет желать лучшего. Так на основании приказа руководителя Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручением Правительства РФ, в августе 2014 года проводились проверки соответствия реализуемой молочной продукции обязательным требованиям. При исследовании 58 проб молочной продукции по микробиологическим показателя в 4 (6,8%) были получены неудовлетворительные результаты, из 4 проб, исследованных по показателям идентификации, 2 пробы молочной продукции не соответствовали требованиям по жирно-кислотному составу жировой части продукции и по массовой доли жира.
По результатам проверок составлено 43 протокола об административном правонарушении, в том числе: ч.1 ст.14.43 -17, ч.2 ст.14.43- 22, ч.3 ст.14.43 -1, ст.14.45 -3. Выдано предписаний о приостановке реализации продукции -3, предписаний о разработке программ мероприятий по предотвращению причинения вреда -7, вынесено 1 постановление об утилизации (уничтожении) опасной пищевой продукции.

В обсуждении вопроса приняли участие: Лапшина Г.А., Поташов П.В., Никогосян М.А., Ладанова Т.Л., Пономарева Н.В, Фельцингер Е.Г.

Решение Общественного совета по вопросу №2 повестки заседания:
1. Принять изложенную информацию к сведению.
2. Управлению Роспотребнадзора по Республике Коми информировать администрации муниципальных образований о состоянии соблюдения требований ТР ТС 021/2011, касающихся разработки, внедрения и поддерживания процедур, основанные на принципах ХАССП, для информирования и проведения разъяснительной работы среди субъектов, осуществляющих производство пищевых продуктов на курируемых административных территориях.
3. Управлению Роспотребнадзора по Республике Коми активизировать разъяснительную и просветительскую работу среди субъектов, осуществляющих производство пищевых продуктов, в том числе на предприятиях общественного питания, в части обязательных требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза.

3. О плане работы Общественного совета на 2015 год.

Решение Общественного совета по вопросу №3 повестки заседания:

Членам Общественного совета до 01 января 2015 года направить в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми или председателю Общественного совета свои предложения в план работы Общественного совета на 2015 год.

Председательствующий: Г.А.Лапшина